С 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка духов и туалетной воды. Многие розничные магазины уже участвуют в эксперименте, чтобы заранее разобраться во всех нюансах процесса.
Если вы еще не маркируете духи и туалетную воду, вся процедура наверняка представляется вам непонятной и сложной. Поэтому предлагаем прямо сейчас разобраться, как начать обязательную маркировку и что для этого понадобится.
Кратко о маркировке
Маркировка представляет собой процесс нанесения на упаковку или этикетку сгенерированного цифрового кода: электронного точечного двухмерного кода формата Data Matrix.
Код наносится таким образом, чтобы он не отделялся от потребительской упаковки. Его нельзя печатать на прозрачном оберточном материале (например, пленке), а также нельзя перекрывать другой информацией.
Этапы введения маркировки духов и туалетной воды
До 31 марта 2020 г. — регистрация участников оборота в системе маркировки «Честный ЗНАК».
С 1 октября 2020 г. — начало обязательной маркировки парфюмерных товаров, производимых и ввозимых на территорию Российской Федерации, передача сведений об обороте товаров в систему «Честный ЗНАК».
До 30 сентября 2021 г. — реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г.
Кто выдает коды маркировки?
Выдает коды маркировки и отслеживает движение товаров до выбытия Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Национальная система цифровой маркировки называется «Честный ЗНАК».
В коде зашифрована последовательность из 119 цифр:
- GTIN (Global Trade Item Number) – глобальный номер товарных позиций.
- Серийный номер – идентификационный номер товара.
- Криптохвост – код проверки, который гарантирует достоверность кода маркировки.
В чем выгода маркировки духов?
Внедрение обязательной маркировки духов и туалетной воды помогает снизить уровень контрафакта сегмента парфюмерии, который по оценкам Минпромторга РФ достигает 20%. По данным экспертов НИУ ВШЭ, доля незаконного оборота на парфюмерном рынке составляет 65%.
Например, саратовская таможня обнаружила 2 316 единиц продукции с маркировкой известных производителей без документов. Товар ввозили в страну из Киргизии под видом «французского парфюма». Стоимость контрафакта составила 16 млн рублей.
Выгоду от маркировки получают потребители, бизнес и государство:
- Потребители будут защищены от нелегальной и контрафактной продукции.
- Представители легального бизнеса вырастят свою долю на рынке и увеличат выручку за счёт сокращения числа недобросовестных продавцов и производителей.
- Получат данные о движении продукции по логистической цепи.
- Государство сократит «серый» рынок, повысит налоговые и таможенные сборы.
Что нужно маркировать?
Маркировать необходимо все виды духов и туалетной воды, одеколоны, которые соответствуют кодам ОКПД 2 группы 20.42.11 и кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00. Пробники духов маркировать не нужно, поскольку они не предназначены для продажи.
Роль «Честного ЗНАКа» и ОФД в маркировке
«Честный ЗНАК»
«Честный ЗНАК» разрабатывает и предоставляет коды для обязательной маркировки духов участникам товарооборота. Чтобы эти коды попали в общий реестр системы маркировки, производитель должен зарегистрировать их в системе «Честный ЗНАК».
Для передачи товара от производителя дистрибьютору, а далее розничному продавцу, участники процесса обмениваются универсальными передаточными документами (УПД) с помощью системы электронного документооборота (ЭДО).
Благодаря кодам маркировки духов, которые содержаться в УПД, «Честны ЗНАК» узнает, что товар передали и владелец кодов сменился. Так отслеживается каждый этап движения товара.
Производитель, дистрибьютор и розничный продавец также регистрируются в «Честном ЗНАКе». Это необходимо для мониторинга всей цепочки движения товара – от момента производства до продажи конечному потребителю.
На конечном этапе товар выбывает из оборота, и об этом также узнает «Честный ЗНАК». Продавец розничного магазина пробивает чек с кодом маркировки, и тот автоматически отправляется в ОФД, а далее в «Честный ЗНАК».
Как работает «Честный ЗНАК»?
- Не позднее 90 дней с даты получения заявки от участника предоставляет участникам оборота удаленный доступ к устройствам регистрации эмиссии.
- Не позднее 30 дней с даты соответствующей просьбы от участника оборота тестирует информационное взаимодействие.
- С 1 апреля 2020 года предоставляет коды маркировки для нанесения их на парфюмерную продукцию.
ОФД (оператор фискальных данных)
После того, как товар пробили на кассе, оператор фискальных данных получает и передает эту информацию в налоговую. В это же время он направляет в «Честный ЗНАК» код маркировки. Так фиксируется выбытие товара из оборота.
Чтобы ОФД передавал в «Честный ЗНАК» сведения о выбытии товара, розничный продавец должен подписать дополнительное соглашение с оператором фискальных данных.
Кто участвует в маркировке духов?
В обязательной маркировке духов и туалетной воды участвуют производители, импортеры, дистрибьюторы и розничные продавцы. Для каждого процесс будет устроен по-разному.
Для производителя или импортера
Продавец и импортер в ответе за маркировку духов. Именно они заказывают коды маркировки у системы «Честный ЗНАК», печатают его и наносят на упаковку с товаром.
Если духи производят в России, производитель должен промаркировать их на производстве. Импортная парфюмерия должна маркироваться до ввоза в страну: на производстве или центрах этикетирования и маркировки, которые уже открываются в других странах.
Или вы можете сами печатать коды и договариваться о маркировке с иностранным производителем. В случае импорта все коды вносятся в таможенную декларацию, чтобы таможенная служба дала добро на ввоз продукции в страну.
Далее производитель продает продукцию дистрибьютору или розничному продавцу. В момент передачи товара оба участника подписывают УПД и обмениваются им в системе
электронного документооборота. Так информация о том, что товар перешел к другому участнику, попадает в систему мониторинга «Честный ЗНАК».
Для дистрибьютора или оптового продавца
Дистрибьютор получает от производителя промаркированный товар и обменивается с ним УПД. Далее он может перепродать этот товар розничному продавцу, но для этого они также должны обменяться УПД, в котором зафиксированы коды маркировки.
Для розничного продавца
Розничный продавец принимает товар и подписывает УПД с дистрибьютором. В момент продажи физическому лицу он сканирует на кассе двухмерный штриховой код Data Matrix и отправляет информацию о продаже товара ОФД с помощью кассового чека. После получения данных ОФД оповещает «Честный ЗНАК» о выбытии товара.
Какие предусмотрены штрафы?
Согласно статье 15.12 КоАП РФ, тем, кто выпускает товары без маркировки, грозит конфискация и штраф:
- Для должностных лиц и ИП от 5 000 руб. до 10 000 руб.
- Для юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб. и конфискация предметов правонарушения.
За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки предусмотрена конфискация товара и штраф:
- Для граждан – от 2 000 до 4 000 рублей.
- Для ИП и должностных лиц – от 5 000 руб. до 10 000 руб.
- Для юридических лиц – от 50 000 руб. до 300 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения.
Как не нарушать закон?
Маркировка духов – это обязательное условие для участников товарооборота в парфюмерном сегменте.
Чтобы не нарушить закон, выполните обязательные условия.
- Зарегистрируйтесь в системе маркировки на сайте честныйзнак.рф.
- Купите электронную подпись для работы с ЭДО.
- Подключитесь к ЭДО.
- Купите или обновите оборудование для маркировки духов и туалетной воды.
- Ознакомьтесь с методическими рекомендациями для участника эксперимента по маркировке в документе.