С 2017 года расширился список предприятий, которые обязаны работать по Федеральному закону 44-ФЗ. Также с 1 января вступили в силу некоторые отстроченные положения Закона № 44-ФЗ.
Контроль информации о закупках через ЕИС
Данные, которые должны соответствовать при сопоставлении на основании п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ.
Информация об объеме финансового обеспечения, включенная в планы закупок |
= |
Информация об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика |
Информация, включенная в планы-графики закупок |
= |
Информация, содержащаяся в планах закупок |
Информации, содержащаяся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках |
= |
Информация, содержащаяся в планах-графиках закупок |
Информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
= |
Информация, содержащаяся в документации о закупках |
Условия проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт |
= |
Информация, содержащаяся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Информация о контракте, включенная в реестр контрактов, заключенных заказчиками |
= |
Условия контракта |
Отчетность в рамках 44-ФЗ
Отчитываться необходимо, если:
- контракт исполнен (за исключением случаев, когда по закупкам у ЕП до 100/400 тыс. рублей (п.4,5 ч. 1 ст.93), заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов — п.23 ч.1 ст. 93, закупок у ЕП по п. 42, 44 или 46 ч. 1 ст. 93 и с случае, если заказчик не предусмотрел в контракте этапы исполнения обязательств, но прописал частичную приемку и оплату по контракту с определенной периодичностью);
- закупки проводятся у СМП и СОНКО;
- закупка проходит у единственного поставщика с обоснованием необходимости такой закупки.
Отчеты размещаются в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Форма отчета, порядок его подготовки и размещения в ЕИС определяются постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.
За неразмещение отчетов в рамках закона о закупках персональную ответственность несет контрактный управляющий. Если отчеты опубликованы на 1 день позже положенного срока, заказчика ждет штраф в 3 тыс. руб. для физических лиц и штраф в размере 10 тыс. руб. для юридических.
Нарушение сроков представления отчетов по 44-ФЗ более чем на два рабочих дня грозит штрафом в размере до 30 тыс. руб. для физических лиц и до 100 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).
Ограничения в закупках по 44-ФЗ
Вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, описывающая требования к обязательному общественному обсуждению закупок. Обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.
До 2017 года этот вопрос регулировал Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 № 795, который утратил силу.
Также теперь запрещается проводить закупки, отсутствующие в плане-графике. Осуществлять закупки следует в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
С 2017 года согласно ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог должен быть размещен в ЕИС.
Помимо этого, введена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных объектов на основании Постановления Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184 (действует с 25.11.2016).
Позиция 3 (Отдельные виды товаров, работ, услуг) Правил оценки заявок дополнена субпозицией следующего содержания: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:
- минимальная значимость стоимостных критериев – 80%;
- максимальная значимость нестоимостных критериев — 20%.
Идентификационный код закупки по 44-ФЗ
Идентификационный код формируется системой автоматически при заведении позиции в план закупок, план-график закупок и должен следовать за конкретной закупкой на всех этапах ее проведения.
На основании п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 идентификационный код закупки должен быть указан:
- в извещении об осуществлении закупки;
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- в реестре недобросовестных поставщиков;
- при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Благодаря коду можно будет проследить всю историю закупки от момента планирования до завершения обязательств по контракту.
Порядок формирования идентификационного кода закупки установлен Приказом Минфина от 18.12.2013 №127н.
Изменен перечень ТРУ, подлежащих нормированию
Изменилось Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927, где содержатся требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Теперь требования распространяются также на ФГУПы, а сам обязательный перечень нормируемых требований изложен в новой редакции, в которой, например, появились требования к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.
Условия для госконтрактов с малым бизнесом
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 разработаны типовые условия контрактов, которые могут предусматривать привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. В документе 2 раздела.
Раздел 1. Обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя):
- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в объеме не менее 5% от цены контракта;
- в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к указанным субъектам, а также копию договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем;
- оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, работы, услуги, отдельного этапа.
Раздел 2. Права поставщика (подрядчика, исполнителя):
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств по договору с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заменить субподрядчика, соисполнителя на другого.
Как исполнять новые требования 44-ФЗ
Нарушение требований 44-ФЗ на любом из этапов проведения закупок – от планирования до публикации отчетов в Единой информационной системе – влечет штрафы от контролирующих органов.
Чтобы упростить процесс закупок по новым требованиям, фирмой «1С» разработано решение «1С:Государственные и муниципальные закупки 8». Решение поможет:
- Вести закупки согласно изменениям в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Автоматизировать процесс планирования, подготовки и проведения закупки.
- Увеличить скорость принятия решений.
- Сформировать статистику по всем проводимым закупкам.
- Снизить количество штрафов от ФАС благодаря контролю вводимой информации через программу.
Стоимость программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8»: 276 000 руб.