Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
1443

Что изменится в законодательстве с 2019 года

Близится новый год – а с ним и пора изменений в законодательстве. Рассмотрим вступающие в силу в 2019 г., а также последние новшества уходящего года.

Содержание:

Вступившие в силу изменения

Вступившие в силу изменения

Новая госпошлина

1 октября 2018 г. вступили в силу нормы Федерального закона от 03.08.2018 № 301-ФЗ, вводящие новую госпошлину для производителей алкоголя.

Пошлина вводится за выдачу федеральных специальных и акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор ЕГАИС для маркировки алкогольной продукции.

Величина госпошлины составляет 16 копеек за каждую марку.

Упрощение порядка регистрации юрлиц и ИП

1 октября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ, упростивший порядок регистрации организаций и ИП. Ранее отказ в регистрации по любой причине не предусматривал возможности повторной подачи документов без уплаты госпошлины.

Сейчас, если отказ в госрегистрации получен из-за того, что поданы не все документы или документы неверно оформлены, то можно будет дополнительно один раз представить отсутствующие документы без повторной уплаты госпошлины.

Для исправления допущенных ошибок заявителю предоставят три месяца со дня отказа. Документы, которые остались у регистрирующего органа после отказа в госрегистрации, повторно подавать будет не нужно.

Изменения, вступающие в силу в 2019 г.

НДФЛ

Федеральный закон от 03.07.2018 № 179-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 ч. 2 НК РФ» дополнил перечень не облагаемых НДФЛ доходов. К таким доходам причислены доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности (п. 17.3 ст. 217 НК РФ). Изменения применяются с 01.01.2019.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 200-ФЗ «О внесении изменений в ст. 210 и 214.1 ч. 2 НК РФ» (далее – Закон № 200-ФЗ) внес изменения в порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте.

По общему правилу доходы либо расходы в иностранной валюте, учитываемые при налогообложении в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 – 221 НК РФ, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов. Закон № 200-ФЗ предусмотрел, что поименованный порядок применяется, если не установлено иное.

Иной порядок Законом № 200-ФЗ устанавливается для облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, в целях увеличения их инвестиционной привлекательности в условиях нестабильности курса рубля по отношения к иностранным валютам.

Поэтому с 01.01.2019 расходы при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу иностранной валюты, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения доходов от их реализации или погашения (п. 13 ст. 214.1 НК РФ).

Какие изменения коснутся онлайн-касс, читайте в статье «Актуальные вопросы по работе с онлайн-кассами»

Акцизы

Акцизы

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения по акцизам.

Например, с 10 млрд до 2 млрд руб. уменьшена сумма уплаченных налогоплательщиком налогов для применения освобождения от акцизов при экспорте, реэкспорте подакцизных товаров в предусмотренных пп. 4, 4.1, 4.2 п. 1 ст. 183 НК РФ случаях (п. 2.1 ст. 184 НК РФ). Также уменьшена с 10 млрд до 2 млрд руб. сумма налогов, уплаченных собственником переданных на переработку подакцизных товаров, для применения переработчиком освобождения от представления банковской гарантии.

Кроме того, снижены требования к поручителю по сумме уплаченных налогов: с 10 до 2 млрд руб. А сумма обязательств по поручительствам увеличена с 20 до 50 % от стоимости чистых активов поручителя (п. 2.2 ст. 184 НК РФ).

С 01.10.2018 ст. 198 НК РФ дополнена новым п. 7.3, согласно которому налоговый орган при обнаружении несоответствий сведений, поданных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, может истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы ЕАЭС. Налогоплательщику на представление запрошенных документов отводится 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Перечень конкретных истребуемых документов зависит от вида подакцизного товара.

Закон № 302-ФЗ внес и другие изменения в порядок подтверждения экспорта подакцизных товаров. Изменения весьма схожи с изменениями порядка подтверждения ставки 0% по НДС.

Налог на имущество

Движимое имущество перестанет облагаться налогом на имущество

Еще одним глобальным изменением, внесенным Законом № 302-ФЗ, является изменение по налогу на имущество организаций. Закон № 302-ФЗ поставил точку в вопросе обложения налогом на имущество организаций движимого имущества.

Так, с 1 января 2015 г. от налога на имущество организации освобождалось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013. Исключение составляло движимое имущество, принятое на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, либо передачи или приобретения у взаимозависимого лицам (п. 25 ст. 381 НК РФ).

С 01.01.2018 вопрос освобождения от обложения налогом на имущество организаций движимого имущества был отдан на откуп субъектам РФ (ст. 381.1 НК РФ).

Не прошло и года, как законодатели придумали новое: движимое имущество решили не облагать налогом на имущество организаций совсем. С 01.01.2019 движимое имущество исключено из объекта налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому в гл. 30 НК РФ внесены изменения в ряд статей, суть которых сводится к исключению из них упоминания движимого имущества.

Изменение кадастровой стоимости

Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (поправки вступят в силу с 01.01.2019) скорректированы правила применения измененной кадастровой стоимости недвижимости в целях исчисления налога на имущество. В частности, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В этом случае исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента. То есть по прежним правилам нужно будет определить сумму налога за полные месяцы с начала года до изменения, по новым – после изменения и до конца года.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения этой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, ее пересмотром по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. То есть в этом случае можно будет пересчитать налог на имущество организации за периоды, когда для его расчета применяли ошибочную (оспоренную) стоимость. Значит, налогоплательщик сможет вернуть или зачесть налог за предыдущие годы. Сейчас можно уменьшить налог начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании.

Аналогичные изменения внесены в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц

Закон № 334-ФЗ изменил порядок учета кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога на имущество физических лиц. Изменения аналогичны изменениям по земельному налогу (п. 6 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Единый налоговый платеж по имущественным налогам физлиц

Благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 НК РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования» (далее - Закон № 232-ФЗ), с 01.01.2019 физическое лицо может уплатить единый налоговый платеж в счет уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Закон дополнил НК РФ новой ст. 45.1.

За физическое лицо единый налоговый платеж может уплатить и третье лицо. При этом такое третье лицо не вправе требовать возврата этого платежа из бюджета.

А вот сам налогоплательщик-физлицо вправе вернуть единый налоговый платеж, если налоговым органом не принято решение о зачете этих сумм в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам либо в счет погашения недоимки, пеней и процентов (п. 7 ст. 45.1 НК РФ). Возврат денег осуществляется по заявлению налогоплательщика-физлица в течение одного месяца со дня получения такого заявления. В случае нарушения срока возврата налоговый орган начисляет проценты на несвоевременно возвращенные суммы.

Платить налог физлицо с 01.01.2019 может через МФЦ (п. 4 ст. 58 НК РФ).

Земельный налог

Налоговая база

С 01.01.2019 налоговая база по земельному налогу рассчитывается по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Как правило, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при расчете земельного налога. Однако если изменение кадастровой стоимости происходит по причине изменения качественных или количественных характеристик земельного участка, то такие изменения учитываются при расчете налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Кроме того, Закон № 334-ФЗ дополнил перечень лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном или бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ). К таким лицам отнесены дети-инвалиды. Изменения вступили в силу с 03.08.2018, но распространяются на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога с 01.01.2015 (п. 4 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

Новая декларация по земельному налогу

Новая декларация по земельному налогу

22 ноября 2018 г. вступает в силу Приказ ФНС от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@, утвердивший новую декларацию по земельному налогу. Обновленная форма позволяет плательщикам учесть в декларации изменение кадастровой стоимости из-за изменения в течение года качественных или количественных характеристик участка.

Одновременно в декларации можно определить сумму налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки в случае ее установления местными властями, а также рассчитать налог, если не только поменялась кадастровая стоимость участка, но и сменился его собственник. Кроме того, поправки привели коды категорий земель в соответствие нормам Земельного кодекса РФ.

Кстати, декларацию по земельному налогу за 2018 г. надо будет сдавать именно по новой форме. Старую форму декларации налоговики не примут (Письмо ФНС от 24.09.2018 № БС-4-21/18640@).

ЕНВД

Новая декларация по ЕНВД

25 ноября 2018 г. вступает в силу Приказ ФНС от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@, утвердивший новую форму декларации по ЕНВД, которая применяется с отчетности за четвертый квартал 2018 г. Особенностью новой декларации является специальный раздел для расчета суммы расходов по приобретению ККТ, уменьшающей ЕНВД.

В целях получения вычета в новом разделе налоговой декларации необходимо указать, в частности, заводской номер ККТ, регистрационный номер ККТ, дату регистрации кассы, сумму расходов на ее приобретение и наименование модели ККТ.

Транспортный налог: вычета по «Платону» не будет

С 2019 г. транспортный налог больше не уменьшается на плату «Платону». Авансовые платежи и транспортный налог по большегрузам предстоит исчислять и платить в общем порядке.

А плату «Платону» также, как и авансовые платежи и налог можно будет учесть в расходах по налогу на прибыль (ч. 4 ст. 2 Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. от 30.09.2017) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Страховые взносы

Страховые взносы

Увеличение предельной базы

Предельная база по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение на 2019 г. – 1,15 млн руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 865 000 руб.

Скорректированы формулировки о тарифах страховых взносов

Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ внесены изменения в формулировки п. 2 ст. 425 НК РФ. В частности, тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в следующих размерах (если иное не предусмотрено гл. 34 НК РФ):

  • в рамках предельной величины базы для исчисления взносов по данному виду страхования – 22% (в настоящее время там значится цифра 26%);
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления взносов по данному виду страхования – 10% (в настоящее время данной формулировки в ст. 425 НК РФ нет).

Но ведь и сейчас работодатели платят страховые взносы 22% и 10% соответственно. Что же изменилось? Дело в том, что указанные размеры страховых взносов установлены специальной ст. 426 «Тарифы страховых взносов в 2017-2020 годах» НК РФ. Подразумевалось, что по истечении этого периода тарифы увеличатся. Но законодатели решили ничего не менять – ст. 426 с 01.01.2019 попросту утратит силу. То есть временный тариф пенсионных взносов (22% в рамках предельной величины и 10% сверх нее) станет с 2019 г. постоянным.

Аналогичные поправки внесены и в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. Федеральный закон от 03.08.2018 № 306-ФЗ).

Кто потеряет право применять пониженные тарифы страховых взносов

В настоящее время лица, поименованные в пп. 5 - 9 п. 1 ст. 427 НК РФ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (на ОПС - 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0%). Это, в частности, большой пласт организаций «упрощенцев», перечисленных в пп. 5 п. 1 ст. 427 (в том числе туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма), предпринимателей на патенте, названных в пп. 9 п. 1 ст. 427 (за исключением лиц, осуществляющих розничную торговлю, оказывающих услуги общепита, сдающих в аренду собственное недвижимое имущество). В соответствии с п. 3 ст. 427 применять пониженные тарифы страховых взносов указанные лица имеют право в 2017 - 2018 годах. Федеральным законом № 303-ФЗ в названную статью внесены поправки. Право на льготу продлевается до 2024 г., но только для лиц, поименованных в пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427:

  • для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСНО и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта;
  • для благотворительных организаций-«упрощенцев».
Налоговые проверки и контроль

Налоговые проверки и контроль

Повторные выездные проверки

Закон № 302-ФЗ ограничил предмет проверки при повторной выездной проверке (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). С 03.09.2018 инспекторы могут проверить только правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка. Ранее было ограничение лишь по проверяемому периоду.

С 03.09.2018 налоговые инспекторы обязаны выдавать свидетелю копию протокола допроса лично под роспись (п. 6 ст. 90 НК РФ). Об отказе свидетеля от получения копии протокола делается пометка в самом протоколе.

Предоставление документов

С этой же даты в налоговый орган можно не представлять документы и информацию, ранее представленные по любым основаниям. Для этого налоговый орган надо уведомить, что истребуемые документы или информация были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Повторно представлять документ, если:

  • представляемые ранее подлинники возвращены впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

С 03.09.2018 увеличился срок представления информации или документов, истребованных налоговыми органами по конкретным сделкам: с 5 до 10 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В этот же срок подается уведомление о том, что налогоплательщик не располагает истребуемыми документами или информацией, либо о необходимости дополнительного времени на ее представление.

Кроме того, с 03.09.2018 по итогам дополнительных проверок обязательно оформляется дополнение к акту налоговой проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). В нем указываются дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения по устранению нарушений.

Контролируемые сделки

Законом № 302-ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода в сделках между налоговыми резидентами РФ: порог свыше 1 млрд руб. исключен (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Применение ставки 0% по налогу на прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт, что одна их сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, а также участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.

Кроме того, увеличены пороги доходов по сделкам для признания их контролируемыми:

  • сделки, предусмотренные п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.;
  • сделки между налоговыми резидентами признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Налоговики смогут запрашивать информацию у аудиторов

Федеральным законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ внесены изменения в ч. I НК РФ. Согласно новой ст. 93.2 НК РФ с 01.01.2019 налоговые органы будут вправе истребовать у аудиторов документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:

  • если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика и не были им представлены в налоговый орган;
  • если в отношении аудируемого лица поступил запрос компетентного органа иностранного государства.

Истребуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Зарегистрировать компанию или ИП можно будет бесплатно

Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ внесены поправки в ст. 333.35 НК РФ. В частности, п. 3 дополнен пп. 32, в соответствии с которым государственная пошлина не должна уплачиваться, если в налоговый орган документы, необходимые для государственной регистрации юрлиц и ИП, направлены в форме электронных документов. Напомним, что сейчас государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • в случае государственной регистрации юрлиц – 4 000 руб.;
  • в случае внесения изменений в учредительные документы, а также в случае ликвидации компании вне процедуры банкротства – 800 руб.;
  • в случае государственной регистрации ИП – 800 руб.;
  • в случае прекращения деятельности ИП – 160 руб.

Экологический налог

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появится еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  • те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  • те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления.

Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  • Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  • Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  • Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Поделиться  

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)