Качество подготовки специалистов для всех секторов экономики — одна из тем государственной повестки, на которую регулярно обращают внимание как президент Владимир Путин, так и губернатор Ростовской области Василий Голубев:
«Сегодня система высшего профессионального образования области является одной из крупнейших в России и входит в первую пятёрку по стране. Но нам необходимо усиливать интеграцию образовательных учреждений с предприятиями региона. Бизнес должен делать заказ на подготовку кадров, а для образования этот заказ должен стать основным ориентиром».
И в то время как некоторые компании все еще критикуют качество выпускников тех или иных ростовских вузов, другие берут дело в свои руки, способствуя развитию РО и помогая поддерживать статус передового региона по корпоративному образованию. Крупные предприятия сами организуют обучение, создавая те кадры, которые им нужны. Так базовые кафедры в большинстве университетов РО регулярно предоставляют бизнесу компетентных специалистов. По словам Василия Голубева, эффект от такой работы очевиден:
«Процент трудоустройства выпускников, прошедших обучение на корпоративных, базовых, кафедрах, составляет 90%».
В 2017 году вновь открыли двери сотням талантливых студентов, сделавшим осознанный профессиональный выбор и готовым осваивать азы профессий, базовые кафедры компаний в 10 вузах, среди которых Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет, Донской государственный аграрный университет и Ростовский институт защиты предпринимателя.
ЮФУ и «ГЭНДАЛЬФ»
Студенты Института математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета в Ростове и Института управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ в Таганроге обучаются на единственной на юге базовой кафедре «1С» - «Технологии автоматизации в бизнесе». Все магистерские программы этой кафедры направлены на подготовку специалистов для сообщества «1С», выполняющих различные функции: внедрение и сопровождение программ «1С», анализ и моделирование организации и ее бизнес-процессов, консультирование клиентов, сбор и анализ информации, руководство проектами внедрения и сопровождения программ «1С». Кафедра создана совместно с компанией «ГЭНДАЛЬФ», которая официально принимает на работу в специально созданный отдел интенсивного роста студентов последних курсов, а далее перераспределяет их в отделы внедрения, сопровождения и другие.
Василий Калачев, заведующий кафедрой «Технологии автоматизации в бизнесе» в ЮФУ и по совместительству руководитель отдела по работе с образовательными организациями «ГЭНДАЛЬФ» отмечает:
«Долгое время проблема квалифицированных специалистов для нашей сферы не переставала быть достаточно острой, но вместе с фирмой «1С» мы основательно подошли к ее решению. Кафедра уже дает нам показательные результаты в плане найма сотрудников, но сегодня мы пошли дальше и организовали многоступенчатую подготовку кадров, так называемую систему непрерывного образования «Школа — вуз — предприятие». Открыв профильные классы в 15 школах РО и взаимодействуя с 6 учреждениями высшего и среднего образования в ЮФО, мы помогаем ученикам связать общие знания с жизненной практикой и в итоге выйти на работу готовыми специалистами».
ДГТУ и «Роствертол», «Ростсельмаш», «Элис»
Базовая кафедра «Авиастроение» в Донском государственном техническом университете, созданная при поддержке ПАО «Роствертол», готовит специалистов в области разработки конструкций вертолётов и технологических процессов их производства. Все виды практик (учебная, производственная, преддипломная) проходят только на территории предприятия, а защиты выпускных квалификационных работ публично проводятся перед специалистами ПАО «Роствертол». Выпускники кафедры трудоустраиваются в отделы главного технолога и главного конструктора предприятия.
Студенты агропромышленного факультета ДГТУ, желающие работать в «Ростсельмаше» технологами или конструкторами, по специальной программе обучаются на базовой кафедре комбайнового завода «Проектирование и производство сельскохозяйственной техники». Они выпускаются высококвалифицированными специалистами в сфере наземных транспортно-технологических комплексов проектирования и производства сельскохозяйственной техники.
На единственном факультете ДГТУ, который ведет подготовку по творческим направлениям, студенты могут выбрать базовую кафедру «Проектирование и изготовление модной одежды», открытую вместе с ведущим предприятием легкой промышленности региона «Элис Фэшн Рус». Под руководством экспертов «Элис Фэшн Рус» и преподавателей университета они создают эскизы, разрабатывают конструкторские решения и выполняют работу в материале. Кроме того, на базе ДГТУ открыт инновационный центр индустрии моды, где горожан могут научить шитью и визуальному корректированию фигуры с помощью одежды.
Донской государственный аграрный университет и «Евродон»
Донской государственный аграрный университет и производитель мяса индейки «Евродон» обучают студентов на базовой кафедре «Птицеводство», основным направлением которой является «Индейководство». Кафедра, первая в своей отрасли, с лабораториями и площадками для практических занятий располагается на территории компании «Евродон». Основные теоретические дисциплины ведут преподаватели ДонГАУ. Практические курсы, которые начинаются с третьего курса, берут на себя специалисты агрохолдинга «Евродон», имеющие научные степени. Также к обучению привлекаются зарубежные партнеры производителя.
Ростовский институт защиты предпринимателя и «Солнечный круг»
Студенты экономического факультета Ростовского института защиты предпринимателя для обучения торговому делу могут выбрать базовую кафедру «Маркетинг», специалисты которой готовятся вместе с сетью супермаркетов «Солнечный круг». Далее они могут быстро адаптироваться на работе в крупнейшей городской розничной сети.
Всего в Ростовской области функционирует около 100 базовых кафедр и новые открываются регулярно. В системное взаимодействие с образовательными учреждениями активно включаются не только крупные компании, но и субъекты малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности. Скоординированная работа всех заинтересованных сторон: работодателей, образовательных организаций, органов исполнительной власти, службы занятости позволяет выпускникам адаптироваться к условиям рынка труда и успешно трудоустроиться. А работодатели в свою очередь получают работников, даже без первичного опыта, которые соответствуют ожидаемым профессиональным компетенциям и могут приступить к выполнению своих обязанностей сразу, без затрачивания времени на их обучение или переобучение.