Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Платная деятельность автономного учреждения. Вопросы и ответы

Елизавета Бударина

Тема оказания платных услуг актуальна для автономных учреждений. В тоже время по ней существует много вопросов. Если деятельность в рамках государственного задания самоочевидна, вопрос «зарабатывания» денег вызывает споры. В статье рассмотрим специфику правового положения автономных учреждений по вопросу платной деятельности.

Что учесть при оказании платных услуг и работ за рамками государственного или муниципального задания

В ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ сказано, что кроме выполнения государственного или муниципального задания автономное учреждение может выполнять работы, оказывать услуги, которые относятся к его основной деятельности. Учреждение делает это на свое усмотрение. Коммерческими заказчиками выступают граждане и юридические лица. Разберем данную норму подробно.

Формулировка: «Кроме выполнения государственного или муниципального задания» конкретно в законодательстве не раскрыта. Можно предположить, что здесь идет речь о работах или услугах, которые не входят в государственное задание для автономного учреждения. Либо входят, но их объем превышает установленные заданием показатели. Например, если автономное учреждение получило от учредителя задание на оказание услуги определенному числу потребителей, гражданам, сверх этого числа, учреждение может предлагать данную услугу уже на платной основе.

Разберем следующую формулировку: «платные услуги и работы должны относиться к основной деятельности автономного учреждения». Если мы обратимся к Закону № 174-ФЗ, увидим, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. А под целями создания автономного учреждения понимают выполнение работ и оказание услуг. Такие услуги необходимы для осуществления полномочий органов государственной власти и МСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. В том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ.

Платные услуги и работы, которые оказывает автономное учреждение должны соответствовать полномочиям учредителя данного учреждения — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Очень четко данные полномочия определены в отраслевых законах. Например, в Законе о соц. обслуживании, а также в законах № 131-ФЗ и 184-ФЗ.

Есть ли у автономных учреждений ограничения для ведения платной деятельности?

Любая деятельность автономного учреждения, в том числе и платная, должна отвечать двум требованиям:

  1. соответствовать тому или иному установленному полномочию учредителя;
  2. соответствовать сфере, в которой разрешено функционировать таким учреждениям.

В уставе автономного учреждения должен содержаться четкий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых создано. Формулировки вроде: «а также иные виды деятельности, не запрещенные законом» недопустимы. Исходя из этого, учреждению при разработке своего устава и внесении в него изменений необходимо знать, какими видами деятельности оно занимается в настоящий момент и какими имеет право заниматься в будущем.

Содержание устава учреждения не может являться правовым основанием для ведения платной деятельности. Содержание устава должно четко отвечать требованиям законодательства. В противном случае, деятельность учреждения будет неправомерной.

Особенности оказания платных услуг при выполнении платных работ в рамках государственного или муниципального задания

У автономных учреждений, в отличии от бюджетных, есть две особенности:

  1. для автономных учреждений право оказывать платные услуги в рамках государственного или муниципального задания в явном виде не установлено.
  2. федеральное законодательство не содержит прямых норм о том, что те или иные услуги в целом должны предоставляться потребителям именно за плату. Но косвенно такие случаи установлены.

Пример.

Ч 3 ст. 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Закон гарантирует бесплатное получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования. При этом закон не гарантирует бесплатное получение дополнительного образования. Это значит, что в рамках государственного или муниципального задания автономное учреждение не вправе оказывать за плату перечисленные выше бесплатные виды образовательных услуг, но вот услуги дополнительного образования — может.


Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Елизавета Бударина,
бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно