Известный закон Мерфи гласит: «Все, что может пойти не так, пойдет не так». Документа не окажется под рукой именно тогда, когда он нужен, будильник не прозвенит в день важной встречи, а бутерброд упадет маслом вниз. И фирма, которая старается работать только с проверенными поставщиками, заказчиками или арендаторами, рано или поздно решит пропустить «формальную» процедуру проверки и столкнется с… С чем? Об этом и расскажем.
Есть два основных риска, с которыми столкнется организация, не проверяющая контрагентов: финансовый и налоговый.
Финансовый риск – заключить сделку с фирмой, которая не выполнит свои обязательства. Отсутствие проверки контрагента в этом случае повышает шанс связаться с мошенниками.
Пример № 1.
Организация заказала щебень у нового поставщика, привезти должны были в пятницу. После звонка в пятницу услышали от менеджера: «У нас потоп в офисе - звоните в понедельник», с понедельника никто на звонки не отвечает. В итоге обнаружили, что поставщик перепродал даже свой сайт. Как оказалось, фирма поставщика была зарегистрирована недавно, имела минимальный уставный капитал, имущество на балансе отсутствует. А на генерального директора зарегистрировано еще 8 фирм.
Предотвратить такую ситуацию помогла бы проверка по общедоступным интернет-ресурсам, либо разовая комплексная проверка с помощью сервиса.
В этом случае удобен сервис, сразу встроенный в учетную программу: уже на этапе создания карточки контрагента можно просмотреть индексы, определяющие риск взаимодействия с организацией. Минимальный уставный капитал, много регистраций на генерального директора – все это можно было узнать сразу.
Налоговый риск связан со статьей 54.1 Налогового кодекса РФ, которая направлена на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Под действие этой статьи могут попасть не только мошенники, которые укрываются от налогов через сделки с многочисленными фирмами-однодневками, но и законопослушные организации, которые могут столкнуться с контрагентом-однодневкой ненамеренно. В этом случае ответственность все равно будет на организации, не проявившей должную осмотрительность.
Пример № 2.
В августе фирма заказала и оплатила компьютерное оборудование. В августе получили компьютеры и установили их в офисе, в III квартале НДС от стоимости компьютеров и их установки был предъявлен к возмещению из бюджета. Однако налоговая в возмещении отказала, предложив организации самостоятельно связаться с поставщиком и заставить его заплатить НДС в бюджет. Как оказалось, контрагент еще в сентябре был исключен из ЕГРЮЛ. Доказать в суде, что была проявлена должная осмотрительность, фирма не смогла, и осталась без вычета.
Проверять нужно не только новых контрагентов, но и старых, знакомых уже по работе. Иначе можно упустить момент, когда окажется, что «старый и проверенный временем» контрагент давно не исполняет своих финансовых обязательств, объявлен банкротом или собирается ликвидировать фирму.
Заранее оценить риски и предотвратить их поможет сервис на базе «Интерфакс» - «1СПАРК Риски». Сервис подключается к «1С» и проверку можно осуществлять, не переключаясь из программы – уже при создании карточки контрагента. При этом сервис сам собирает информацию из различных доступных источников и оповестит пользователя, если у его контрагента изменится статус (например, в связи с ликвидацией фирмы или сменой генерального директора). Попробовать сервис можно бесплатно – в течение 7 дней.