Чем шире список товаров обязательной маркировки, тем больше возникает вопросов. В статье ответим на самые популярные «как», «зачем», «что делать». Подробно опишем шаги по реализации маркировки и укажем, на что обратить внимание.
Коды системы цифровой маркировки «Честный знак» уже можно наблюдать на пачках табачных изделий. Вскоре они появятся и на многих других товарах. Уже с 1 июля будет промаркирована обувь. А с 1 декабря под маркировку попадут еще несколько товарных групп:
- духи и туалетная вода;
- шины и пневматические резиновые покрышки;
- одежда из натуральной или композиционной кожи;
- женские и детские вязаные блузки;
- верхняя одежда – женская и мужская;
- белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное;
- фотокамеры и лампы-вспышки.
Какую проблему решит маркировка?
Планируется, что система маркировки снизит уровень контрафакта на российском рынке и пресечет уклонение от налогов.
Список маркируемых товаров расширится до 21 категории. Можно с увереностью говорить о том, что реальность для участников рынка уже не будет прежней.
О процессе маркировки в двух словах
Суть процесса в том, что специальный код, нанесенный на товар, прослеживается на протяжении всего пути до конечного потребителя. 2-D штрихкоды Data Matrix можно отслеживать как на этапе логистики, так и приема товара оптовой компанией.
До того, как выставить товар на полки магазина, код на товаре нужно отсканировать. В процессе продажи онлайн-ККТ проверит код на подлинность. Если код недостоверный или ранее выбыл из системы, товар нельзя будет продать.
По факту, теперь все розничные магазины вынуждены легализовать свою торговлю: зарегистрироваться как юридическое лицо, установить онлайн-кассу и рассчитывать налог с продажи. Есть ли шанс избежать этого? Вероятнее всего, нет. Потому что ваши поставщики не смогут отгружать вам маркированный товар для реализации, если вы не проведете его через онлайн-кассу.
Как товар появляется в системе маркировки?
Размещая на товаре коды маркировки, производители и импортеры передают сведения в «Честный ЗНАК» (государственную информационную систему маркировки и прослеживаемости). Таким образом товар вводится в оборот появляется в системе маркировки.
Как товар выбывает из системы маркировки?
Товар выводится из оборота в нескольких случаях:
- продажа покупателю в розничном магазине;
- продажа не для целей дальнейшей перепродажи, а для использования самим покупателем (даже если покупается оптовая партия);
- списание испорченного/утерянного товара;
- экспорт товара при прохождении таможенной процедуры.
Зачем нужна ЭДО?
Для реализации процесса маркировки необходимо подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО), поскольку все документы по передаче и приемке маркированных товаров передаются по ней. Например, при продаже товара оптовик формирует Универсальный передаточный документ (УПД) в электронном виде, в котором указаны коды маркируемой продукции.
Как понять: нуждается ли ваш товар в маркировке?
Для этого достаточно определить код ТНВЭД ЕАЭС (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) для вашего товара.
Существует специальный справочник ТНВЭД. Найти его можно в свободном доступе сети Интернет. Если вы уже получали сертификат соответствия ТР ТС для вашего товара, можете посмотреть код в нем. Обязательно просмотрите распоряжение Правительства Российской Федерации № 792-р – в нем указаны первые 4 цифры кода ТНВЭД для товаров, которые подлежат обязательной маркировке.
На каком этапе на товар наносится маркировка?
Производители, изготовители и импортеры товаров маркируют товар при производстве и перед ввозом в Россию.
Оптовые и розничные торговцы могут самостоятельно нанести маркировку на товар в следующих случаях:
- при пересорте, обмене и повторной маркировке;
- при возврате товара с поврежденным (утерянным) кодом;
- при приеме товаров от физических лиц, не являющихся ИП (комиссионные магазины);
- при маркировке остатков товаров и товаров, которые были в пути на момент вступления в силу требований об обязательной маркировке.
Что и кому понадобиться для реализации маркировки?
Импортерам производителям и изготовителям товара, которые заказывает производство у другой организации или импортер товара, необходимо:
- Выпустить в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
- Убедиться, что ваша система учета товаров может работать с кодами маркировки.
- Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
- Получить код GTIN — для этого нужно зарегистрироваться в системе GS1 и установить их программное обеспечение (сайт Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГСl РУС»).
- Зарегистрироваться в системе «Честный Знак» на сайте честныйзнак.рф и на сайте ЦРПТ.
- На сайте честныйзнак.рф подать заявку на изготовление кодов этикетки.
- Приобрести и настроить работу регистраторов эмиссии – оборудования для заказа и генерации кодов маркировки.
- Приобрести оборудование для распечатки кодов или договорится о распечатке с одним из центров этикетирования и маркировки.
Оптовым компаниям и розничным магазинам:
- Выпустить в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП).
- Убедиться, что ваша система учета товаров может работать с кодами маркировки или подключить/обновить систему учета товаров; для розничного магазина не обязательна программа учета товаров.
- Подключиться к системе ЭДО.
- Зарегистрироваться в системе «Честный Знак» на сайте честныйзнак.рф и в личном кабинете участника оборота на этом же сайте.
- Приобрести онлайн-кассу или обновить прошивку существующей кассы.
- Если ранее не использовали 2-D сканер штрих-кодов, то приобрести и подключить его.
Маркировка товара при импорте – 2 способа
-
Производитель маркирует товар на фабрике
Можно передать производителю этикетки для размещения на упаковке или ярлыках. Конечно, об этом стоит заранее договориться, дать инструкции. В договоре стоит детально прописать, как это будет происходить, а также ответственность за неверно наклеенные этикетки. Перед отправкой груза все проверьте и убедитесь в соблюдении договоренностей и правильности нанесенной маркировки.
Обратите внимание!
Иностранный производитель, у которого нет филиалов и представительств в РФ, не сможет самостоятельно заказать и получить коды маркировки, т.к. делать это могут только налоговые резиденты РФ. Это станет возможно только в случае, если иностранная компания откроет представительство в России, которое будет налоговым резидентом.
-
Товар маркируется при сортировке или перегрузке
Маркеры можно нанести перед отправкой в РФ, пока товар находится на складе консолидации. Вы просто передаете коды маркировки в электронном или уже распечатанном виде производителю или другому лицу, которое будет размещать коды на товаре за рубежом.
Согласно «Соглашению о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», маркировку можно осуществлять и на территории ЕАЭС, до подачи таможенной декларации».
Для введения товаров в оборот импортер направляет сведения в систему маркировки при использовании кодов маркировки (когда коды разместили на продукции), а затем после выпуска товаров на таможне.
Как упростить проверку на таможне?
Производите агрегацию. Это удобно при приемке и передаче больших партий продукции – не придется учитывать коды с каждой единицы товара.
Можно размещать агрегированные коды на коробках, паллетах и даже контейнерах. При передаче товара покупателю в России все коды, которые входят в агрегат, перейдут к новому владельцу.
Если вы ввозите товары из стран таможенного союза, передать сведения в систему необходимо до их въезда в Россию.
Маркировка товара при экспорте
Действия по нанесению кодов маркировки такие же, как и при импорте. Коды указываются в декларации на товар и после прохождения таможенного контроля товар выводится из оборота.
Для иностранных покупателей наличие маркировки Data Matrix не важно, но, чтобы пройти таможню, наносить код придется.
У экспортера есть возможность закупать уже промаркированный товар для дальнейшей перепродажи за рубеж.
Где можно приобрести оборудование и ПО для маркировки?
Вы можете купить все необходимое для маркировки в «ГЭНДАЛЬФ». Уже в продаже: принтеры этикеток, сканеры штрих-кодов, онлайн-кассы, программы «1С» для работы с маркировкой.
Также вы можете подключить «1С-ЭДО», ЭЦП (электронно-цифровую подпись).
Ознакомьтесь с ценами на оборудование и ПО для маркировки товаров на сайте.
У вас возник вопрос?
Получите бесплатную консультацию по вопросам маркировки в Консультационном центре «ГЭНДАЛЬФ». Просто заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами.