Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году

Анастасия Парахина (Хахулина)

Учет основных средств в учреждении всегда вызывал много вопросов и споров. А с вступлением в силу Приказа № 61н, вопросов по отражению поступления и выбытия объектов основных средств появилось еще больше.

В данной статье вы узнаете, как правильно отражать списание основных средств с баланса в текущем году.



Новые документы

В 2024 году практически все учреждения должны перейти на использование внутреннего документооборота в рамках Приказа 61н.

В действие вступило 16 новых документов по основным средствам, которые должны применяться вместо привычных документов по Приказу 52н.

Это следующие документы:

  • Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433);
  • Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434);
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435);
  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440);
  • Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441);
  • Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442);
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (0510448);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450);
  • Требование-накладная (0510451);
  • Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (0510454);
  • Акт о списании транспортного средства (0510456);
  • Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (0510458);
  • Карточка капитальных вложений (0509211);
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214);
  • Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (0509215);
  • Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (0509216).


Кто и как принимает решение о списании объекта ОС?

В случае если объект основных средств выбывает с баланса учреждения посредствам продажи, передачи, уничтожения или утрате способности приношения экономической выгоды, такой объект необходимо списать. Списание в программе должно быть оформлено типовыми документами.

Перед тем, как списать объект ОС, необходимо провести проверку по соблюдению требований Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства», то есть убедиться, что:

  • произошло прекращение учета контроля над списываемым объектом, расходования средств на его содержание со стороны субъекта;
  • в распоряжении и пользовании объектом ОС больше не принимает участие субъект учета;
  • была установлена величина дохода и убытка от списания ОС;
  • осуществлена оценка прогнозируемой выгоды от эксплуатации ОС в дальнейшем, а также оценка расходов по выбытию объекта.

В учреждении должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов, у которой должны быть следующие полномочия

  • осматривать ОС;
  • изучать тех карту ОС;
  • устанавливать причины, по которым ОС подлежит списанию;
  • принимать решение о том, будет ли объект списан либо нет;
  • готовить акт списания ОС;
  • принимать решение о том, что отдельные части объекта ОС могут быть в дальнейшем использованы.


Порядок списания ОС

После того, как комиссия принимает решение о том, что объект ОС должен быть списан, создается документ с решением. Согласно Приказу 61н это решение оформляется в программе с помощью документа «Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов» (0510440).

В случае, если комиссия не смогла определить состояние объекта, то назначается техническая экспертиза силами дипломированных сотрудников учреждения или сторонних организаций.

Затем после того, как точно принято решение о списание ОС, в программе можно создать либо «Списание объектов ОС, НМА, НПА», либо «Списание транспорта».

По результату проведения указанных документов формируется проводка по выбытию объектов ОС с баланса учреждения.

Для основных средств, стоимость которых за единицу от 10 000 рублей до 100 000 рублей, списание выполняется за счет начисленной амортизации, а амортизация в свою очередь начисляется как 100 % при вводе в эксплуатацию.

Для основных средств, стоимость которых за единицу выше, чем 100 000 рублей, устанавливается срок полезного использования и производится начисление амортизации каждый месяц с момента принятия к учету. Если принимается решение о списание ОС, у которого еще не закончился срок полезного использования, то при списании часть балансовой стоимости списывается за счет ранее начисленной амортизации, а остаток относится на доходы от выбытия активов.

Обратите внимание, что если членами комиссии было принято решение о том, что списываемый объект должен быть утилизирован, то необходимо оформить «Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей» по ф. 0510435.

Вы можете получить консультацию по списанию основных средств

Эксперт свяжется с вами и прояснит интересующие вопросы.

Получить консультацию

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Анастасия Парахина (Хахулина),
методист проектов автоматизации государственного сектора

Все статьи автора

#

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно